15 ноября 1988 года в 6 часов утра по московскому времени мощная ракета "Энергия" с четырьмя двигателями высотой 60 метров с челноком "Буран" (общий вес 2200 тонн) взмыли в небо. На корабле не было людей, хотя в носовой части "Бурана" размещались уютная цельносварная герметичная кабина и каюта общей площадью 70 квадратных метров, рассчитанная на 10 человек. Поверхность корабля покрывали 38 тысяч теплозащитных плиток. Грузовой отсек мог вместить орбитальную станцию "Мир". Всего он способен был поднять до 30 тонн груза. Полет проходил нормально. Ракета-носитель выполнила свою задачу и в заданное время отделила все ступени, которые упали в степи Казахстана. Корабль вышел на рабочую орбиту на высоте 260 километров и, сделав два витка вокруг Земли, пошел на посадку. Его можно было наблюдать с Земли, как летящий метеорит. Первый полет "Бурана" длился 205 минут. Приземлившийся корабль обследовали пожарные и химические команды. Осмотр показал, что все в норме. Со стартового комплекса прибыли большая группа руководителей, конструкторы, министры и генералы. Потом приехала инженерная группа. Многие плакали от счастья. Многолетняя работа этих людей была вознаграждена. Все пожимали друг другу руки и обнимались. За триумфом на космодроме "Байконур" наблюдал по телевидению весь мир.
Но при всех достоинствах советского космического челнока первый его полет оказался последним.
Полный размер Энергия-Буран на стартовой площадке в Байконуре
“
К моменту закрытия программы (начало 1990-х годов) было построено или велось строительство пяти лётных экземпляров корабля «Буран»: изделие 1.01 «Буран» — корабль совершил космический полёт в автоматическом режиме. Находился в рухнувшем монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома На карте: Изделие 1.01 «Буран», полностью уничтожен 12 мая 2002 года. Являлся собственностью Казахстана. изделие 1.02 «Буран-2» или, неофициально "Птичка" — должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир». Также находится на космодроме Байконур и также является собственностью Казахстана. В апреле 2007 этот экземляр установлен в экспозиции музея космодрома Байконур (площадка 2) На карте: Изделие 1.02 «Буран-2» («Птичка»). изделие 2.01 — степень готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30-50 %. До 2004 года находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, в октябре 2004 года перевезён на причал Химкинского водохранилища для временного хранения На карте: Изделие 2.01. изделие 2.02 — был готов на 10-15 %. Разобран на стапелях Тушинского машиностроительного завода. изделие 2.03 — задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода.
Кроме этого, были сооружены несколько макетов корабля, предназначенные для проведения с ними различных испытаний.
Итак, получается что в Москве, по адресу ул. Лодочная, д. 16, на набережной Химкинского водохранилища, лежит недостроенный аналог "Бурана", то самое изделие 2.01
На охраняемом причале в Тушино находятся фюзеляж и комплектующие так называемого третьего летного экземпляра, который по замыслу конструкторов должен был полететь в космос, но из-за приостановки финансирования программы «Энергия-Буран» так и не был достроен. Имени у него не было, будущий корабль успели лишь промаркировать номером 2.01. Его собирали на Тушинском машиностроительном заводе и успели закончить на 30-50 процентов.
В октябре 2004 года этот недоделанный корабль перевезли из цехов завода на причал, который также принадлежал заводу. Также там теперь хранятся и некоторые комплектующие корабля. Они лежат в ящиках под фюзеляжем. Рядом хранятся крылья. Никакого навеса над несостоявшимся челноком нет. Источник.
”
“
Макетно-технологический образец орбитального корабля, обозначенный как 1М ОК-М 0.01, и предназначавшийся для повторно-статических прочностных испытаний, должен был стать "утопленником" для тренировок экипажей в бассейне ЦПК в условиях гидроневесомости.
После наработки материалов для первого полета и последующего фактического закрытия программы, оказавший неудел образец, ориентировочно в конце навигации 1993 года, был перевезен водным путем на спецбарже, и установлен на территории ЦПКиО им. Горького в Москве, где сначала в корпусе корабля разместили кафе-ресторан, а затем переоборудовали в аттракцион "Буран: космическое путешествие".
По этому, многие ошибочно считают что этот "Буран" побывал в космическом простанстве. Источник.
Еще один макетно-технологический образец орбитального корабля, обозначенный как 2М ОК-ГЛИ (БТС-002) 0.02, и предназначался для горизонтальных летных испытаний, и в период 1984-89 г.г. совершил 25 полетов на аэродроме ЛИИ им. Громова в подмосковном городе Жуковский.
После завершения программы летных испытаний и отработки автоматической посадки длительное время находился на консервации в ЛИИ им. Громова, периодически экспонируясь на авиасалоне МАКС, затем в октябре 1999 г. был передан в лизинг на девять лет австралийской компании Buran Space Corporation (BSC). Перевозка БТС-002 из Москвы в Сидней обошлась в $700 тыс., здесь его показали на Олимпиаде-2000, но австралийский проект не окупился и "Буран" продали в Бахрейн.
Проводкой баржи, осуществляляла английская фирма Brambles Project Services, причем при проходе под некоторыми мостами на Москве-реке зазор составлял всего несколько сантиметров. "Буран" из Жуковского по Москва-реке, Каналу Москвы, Волге, Волго-Балтийскому каналу, Онежскому и Ладожскому озерам был доставлен в морской порт Санкт-Петербурга, где перегружен на морское судно. Перевозку "Бурана" по Москва-реке, Каналу Москвы и Волге, осуществляли два речных буксира-толкача, раньше работавших в "Спецморпроводке": "РТ 802" и "Донат Барачевский", проекта 1741 АМ Источник
А вот, кстати, официальный сайт музея Technik Museum Speyer. Вот он, БТС-002 у немцев. Ему там явно лучше чем Изделию 2.01, которое под открытым небом ржавеет...
Строю модель, но по "Энергии" очень мало информации. По "Бурану" ещё терпимо, а вот по носителю совсем мало. Очень жаль, что столько труда пропало впустую ...
За столько лет и всего несколько человек зашли на этот интересный сайт... Мдаааа...Недаром еще великий Пушкин посетовал, что мы ленивы и нелюбопытны...Нам на все плевать, кроме хлеба и зрелищ... Тоже мне, патриоты хреновы...За державу обидно...
Гость Четверг, 23 Июня, 2011 10:47 цитировать ссылка на коммент
Гость Четверг, 23 Июня, 2011 12:11 цитировать ссылка на коммент
Гость Вторник, 16 Октября, 2012 13:04 цитировать ссылка на коммент
Гость Понедельник, 4 Марта, 2013 12:25 цитировать ссылка на коммент
Гость Пятница, 3 Мая, 2013 18:19 цитировать ссылка на коммент
Гость Четверг, 12 Июня, 2014 14:32 цитировать ссылка на коммент
Очень жаль, что столько труда пропало впустую ...
Гость Среда, 13 Августа, 2014 08:51 цитировать ссылка на коммент
Гость Пятница, 13 Апреля, 2018 21:17 цитировать ссылка на коммент