Я уж начинал писать эту заметочку, но не задалось. Счас исправимся.
Итак. Дядя Вася заказал из Гонконга шасси самолёта, скоро прийти уже должно. Далее пойдут дистанционное управление, камеры и т.д. А мне тоже хочется, тем более что и для видеосъёмки использовать можно. Короче...
На самолёте я летал дофига раз, но всегда в пассажирском кресле. Высоко, быстро, но кайфа никакого. Хочется самому управлять летающим средством. Воздушные змеи в детстве пускал, но это не то, ибо на привязи. Воздушные шарики с гелием и с привязаным фотоаппаратом - тоже не то, ибо тоже на ниточке. Хочется чтоб аппарат именно свободно летел и снимал.
Видео полётов FPV впечатлило, но полёты на радиоуправляемых самолётах сравнительно сложны и требуют большое пространство, во дворе не полетаешь. Плюс требуются навыки управления моделью, ибо шмякнуться в траву и сломать что-нибудь не очень хочется. Так что самолёты и вертолёты отпадают. К тому же, мне для съёмки с воздуха требуется что-то такое, что может на месте зависнуть. Самолёт уже не подходит, а вертолёт с приличной грузоподъёмностью стоит большие деньги и очень ломабельный.
Предупреждаю - дальше будет текст и куча видеороликов.
Остаётся единственный вариант - коптер. Я такой живьём видел как-то на Ходынке, там ребята свой трикоптер запускали. Трикоптер с шестью винтами, по два винта на луче. Короче, оказалось что такие летательные аппараты очень даже распространены и куча народу их сами собирают. Конструкция простая (по сравнению с вертолётом), но немного посложнее чем у модели самолёта.
Коптеры именуются по количеству лучей. Трёхлучевые - трикоптеры, четырёх - квадрокоптеры (самые распространённые), 6 - гексакоптеры, 8- октокоптеры и т.д. Само собой, чем больше моторов, тем большая грузоподъёмность (мотор даёт тягу намного больше чем собственный вес мотора).
Конструкция коптера состоит минимум из корпуса, контроллеров моторов и самих моторов с пропеллерами, батареи, управляющей схемы и схемы дистанционного управления. Если мой текст читает кто-то из опытных конструкторов коптеров - просьба не ржать, я тему впервые изучаю, для себя всё по полочкам раскладываю.
Управляющая схема штука довольно сложная, ибо на ней есть гироскопы для стабилизации положения коптера относительно горизонта, акселерометры, датчик высоты плюс ещё много всякой всячины. Самостоятельно сделать такую плату можно, конечно, но довольно непросто. Для меня, во всяком случае, точно непросто. Но управляющие платы (мозги) уже производятся промышленно и их можно приобрести. Как я понял, на разных тематических форумах народ рассказывает про мозги разных производителей, я вот пока остановился на одном. Немецкая фирма, их сайт будет в конце заметки указан.
Короче, всю сложную электронику (мозги, контролеры двигателей, дистанционное управление) можно сравнительно недорого купить за бугром. Или очень дорого - в Москве. После чего остаётся собрать конструкцию, откалибровать и можно запускать. Это в идеале. На практике, само собой, вылезает куча мелких проблем, но всё решаемо. Это всё я пишу по результатам штудирования пары форумов про коптеры, всё прекрасно летает после небольшой доводки до ума.
Суммарная стоимость конструкции примерно выливается в 30 килорублей. Только для развлекухи такой агрегат, конечно, нафиг не нужен. А вот для съёмки с воздуха для некоторых особо шедрых клиентов (которые окажутся ещё и спонсорами :-) ) - самое оно.
Кстати о съёмке - такие летательные аппараты широко востребованы в киноиндустрии, как оказалось. И правда - нафиг нанимать настоящий большой вертолёт для съёмки, если можно запустить коптер. Это ооочень намного дешевле получится. Кстати, как оказалось, куча недавноснятых голливудских блокбастеров использовали в съёмке именно аналогичные коптеры. А уж в рекламных роликах, особенно про автомобили, почти повально используют съёмку с воздуха с применением коптеров.
Так, вводная часть кончилась. Теперь немного демонстрации.
Далее несколько видеороликов мужика под ником Andrkolom, он на исследуемом мною форуме вроде как хозяин форума и самый главный конструктор. Его коптеры эт писец однозначно.
P.S. Есть ещё бюджетный вариант коптера. Называется Parrot ArDrone. Управляется по Wi-Fi, соответственно, далеко улететь не может. Грузоподъёмность маловата, зато на борту две видеокамеры (правда, низкого разрешения). За бугром стоит $300, в России намного дороже. Про ArDrone на Хабре Про управление ArDrone'ом с Nokia N900
P.P.S. Теперь уж нечто вообще запредельное. Коптеры, управляемые компом. В смысле, комп рассчитывает траекторию движения. Сделано в Университете Пенсильвании. Посмотрите ролики, это нечто.
UPD> Полуготовые решения на базе multikopter.de хороши тем что они уже опробованы народом вдоль и поперёк. Но дороги. Одна электроника около килобакса стоит, из которых $600 - за главную плату.